Вы неоднократно заявляли, что делаете ставку на сегмент корпоративных продаж, считаете его одним из ключевых драйверов роста. Как вы собираетесь развивать это направление?
Бизнес-сегмент для Tele2 в ближайшие несколько лет будет одним из ключевых для развития компании, и мы уже приступили к реализации принятой стратегии. Попробуем сделать универсальный продукт и избежать весомой затратной составляющей, которая необходима для обслуживания больших компаний. Наши клиенты – компании малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели. Этот сегмент достаточно большой и не в полной мере освоен конкурентами. Мы будем предлагать свой продукт через нашу розничную сеть, например, в монобрендовых салонах Tele2 появится специальная зона продаж для корпоративных пользователей.
Какую долю этого рынка вы хотите занять?
К 2013 году нашей целью будет увеличение доли корпоративных клиентов в абонентской базе компании до 20% и завоевание около 10-12 % рынка регионов в целом. Для сравнения на массовом рынке в регионах присутствия Tele2 сейчас занимает в среднем 30%.
Но среди регионов есть свои лидеры и аутсайдеры?
Можно выделить несколько новых регионов, которые показывают самые впечатляющие результаты по скорости развития. Это Тула и Калининград, где на уровень безубыточности мы вышли за 9 - 12 месяцев. У нас впервые в конце второго квартала все новые регионы, которые мы запускали в 2009-2010 годах, дали позитивную EBITDA.
А какие регионы можно назвать «непозитивными»?
Есть регионы, где наш бизнес показывает серьезные результаты, но я считаю, что там возможен еще более интенсивный рост. К таким регионам я могу отнести Краснодарский край, несмотря на то, что к концу года там ожидается прирост абонентской базы на 4-5%. И в Петербурге мы могли бы работать лучше.
Какую динамику роста абонентской базы вы прогнозируете?
Мы ожидаем около 11% прироста в этом году. Порядка 10% роста будем удерживать еще год-два. К концу этого года у нас будет более 20,5 миллиона абонентов, и это консервативный прогноз. Еще два с половиной года назад мы обсуждали эту цифру с перспективой на 2012-2013 год, и тогда это казалось весьма амбициозной задачей.
В этом году Tele2 получил лицензии на шесть регионов Дальнего Востока. Какие планы по развитию сети на новых территориях вы можете озвучить?
Эти регионы имеют достаточно сложную географию, но подавляющее большинство населения сконцентрировано на небольшой территории городов и населенных пунктов. Охватить 80-90% жителей не представляется сложным. Расстояния не должны пугать, если сфокусироваться на территориях, где живут потенциальные абоненты. Из шести регионов, лицензии на которые мы выиграли, четыре точно будут являться безубыточными. В целом по Дальнему Востоку бизнес‑кейс выглядит позитивным. Думаю, на уровень безубыточности на Дальнем Востоке мы выйдем в течение трех лет. Строительство сети на Дальнем Востоке начнется уже в будущем году. Формируется структура управления новым макрорегионом. Мы будем стараться развернуть сеть быстрее, чем это предусмотрено лицензиями.
Вернемся на европейскую часть страны. Весной был запущен тариф «Звони дешевле», какие еще шаги планируете предпринять, чтобы Tele2 появился в Москве?
С нашей стороны это была своеобразная провокация. В конце года мы посмотрим на результаты, посчитаем, насколько у нас увеличилась абонентская база, сделаем замеры по знанию бренда Tele2 на территории Москвы и Московской области. Пока рано говорить о цифрах, но мы идем в рамках ожидаемого. Не менее важна для нас политическая составляющая, мы хотим, чтобы москвичи знали о Tele2, знали, что мобильная связь может стоить дешевле.
Вы рассматриваете возможность войти на московский рынок в качестве виртуального оператора?
Я думаю, это один из вероятных путей. В большей степени это вопрос не техники, а времени. В ближайшее время этот проект малореален, потому что операторы, работающие в Москве, пока не готовы продавать нам трафик по ценам, позволяющим реализовывать эту модель. Ведь мы являемся дискаунтером и нам необходимо быть чуть ниже рынка. Хотя, на самом деле, этот бизнес будет выгоден для всех. Например, в Голландии Tele2 присутствует в сегменте мобильной связи как виртуальный оператор, покупая оптом трафик у T‑Mobile и зарабатывая на этом около 15% EBITDA. При этом наши тарифы на 15% ниже, чем у самой T-Mobile, но это выгодно всем.
В регионах, где Tele2 не присутствует, какие варианты развития событий?
Вариантов всего два – либо получение лицензий, либо поглощение существующих компаний. Если говорить про возможность M&A, то все знают про историю со «CМАРТС».
Кстати, что со «СМАРТС»?
Акционеры этой компании не могут между собой договориться. На это повлиять мы не можем. Для нас актив остается интересным, в первую очередь, за счет географии и частотного ресурса. Абонентская база там уменьшается, она нам не так интересна. Помимо «СМАРТС», нам интересен «Мотив» с его несколькими лицензиями, но пока продажа компании не стоит на повестке дня. Если такое желание у акционеров «Мотива» появится, то мы с удовольствием это обсудим.
Tele2 будет принимать участие в конкурсах на частоты для LTE?
Пока лишь принято решение об их проведении. Условия конкурсов, требования к участникам будут объявлены позже. Если эти условия будут прозрачными и справедливыми – мы примем участие в конкурсах.
Вы предлагали вообще отказаться от конкурсов и заменить их аукционами. Что это может дать рынку?
Наша компания предложила сразу несколько мер, которые могли бы обеспечить значительный прогресс в технологиях и обеспечить здоровую конкурентную обстановку. Но эти меры будут эффективны только в комплексе. Помимо технологической нейтральности и распределения частот на аукционах, это возможность передачи прав на использование частотного ресурса другим операторам, то есть, фактически, создание вторичного рынка. Понятно, что речь не идет о продаже и покупке частот, этот ресурс принадлежит государству, его невозможно купить или продать. Одновременно с этим надо понимать, что пока операторы будут платить только за выданные частотные разрешения, а не за выделенные полосы частот, будет велика доля простаивающих частот. Эти меры будут полезны не только рынку, но и государству, бюджет которого будет пополняться на значительные суммы, о чем свидетельствует международный опыт.
Есть мнение, что время LTE еще не настало, нет достаточного ассортимента абонентского оборудования. Станет ли это сдерживающим фактором?
В Европе уже в конце 2012 года начнут реализовываться приличные объемы абонентских терминалов, спрос есть – будет и предложение. Хочу отметить, что производители сетевого и абонентского оборудования в том числе ориентируются на появление сетей, использующих частоты в диапазоне 1800 МГц. Это лучшее признание перспектив технологической нейтральности.
В случае, если Tele2 не получит LTE частоты, какие есть варианты развития событий?
Если будет принят принцип технологической нейтральности, что закономерно для нашей индустрии, то мы сможем частично выделить полосы под мобильный интернет 4G даже на имеющихся на данный момент у нас частотах во всех регионах присутствия без ущерба качеству голосовых услуг. При этом скорость передачи данных может достигать 30Мбит\\с, что гораздо выше скорости в сетях 3G. А через 7-8 лет, когда уровень проникновения терминалов с поддержкой LTE будет высоким, мы сможем оставшуюся часть полос конвертировать в 4G. Нашим абонентам этого будет достаточно.